Версия сайта для слабовидящих

Рекомендации родителям по воспитанию "особого" ребенка

Рекомендации родителям по воспитанию «особого» ребенка

   Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Такой ребенок нуждается в усиленной поддержке и помощи близких ему людей. Создание и подержание в семье здорового психологического климата служит гарантией правильного развития ребенка и позволяет полнее раскрыть его потенциальные возможности.

   Результат воспитания зависит от отношения родителей к самому факту рождения «особого» ребенка, выбора стиля и тактики его воспитания, понимания особенностей заболевания на всех этапах развития ребенка и сохранения уважительных отношений между всеми членами семьи.Особая роль в воспитании и обучении ребенка с особенностями в развитии принадлежит семье. Родители являются его первыми воспитателями, поскольку именно от них ребенок получает первые представления об окружающем мире, приобретает различные умения и навыки.

   Дети с нарушением в развитии развиваются по тем же законам, что и здоровые, но при этом обладают значительно меньшими компенсаторными возможностями для адаптации к окружающему миру. Поэтому такой ребенок нуждается в длительном, правильно организованном коррекционном воспитании, которое должно быть направлено на преодоление, компенсацию имеющихся в настоящее время нарушений и на предупреждение возможности их возникновения в дальнейшем.

   Этим детям можно помочь, но для этого надо как можно раньше начать кропотливую коррекционную работу, которая позволит жить в обществе, обучаться в образовательных учреждениях. Эта работа должна проводиться специалистами: врачами-психиатрами, врачами-неврологами, психологами, дефектологами, логопедами, музыкальными работниками. Но очень многое зависит от самих родителей, имеющих «особого» ребенка. Своей любовью, терпением, желанием могут сделать очень многое для ребенка. Конечно, это целенаправленная, сложная и длительная работа, требующая огромных душевных и физических сил. Но чем раньше начать занятия с ребенком, тем больше у него появляется шансов максимально адаптироваться в обществе.

Чем и как можно помочь детям:

  • Формировать навыки самообслуживания.
  • Овладевать навыками контакта и социально-бытовой ориентации.
  • Развивать пространственные и временные представления.
  • Развивать мелкую моторику руки.
  • Развивать мышление, внимание, память, речь.
  • Преодоление детских страхов.

В процессе обучения и общения  необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • Не рекомендуется настаивать  на проведении игр, выполнении заданий.
  • Поведение ребенка может быть резким, поэтому необходимо преодолеть дискомфорт (поменять место проведения занятия, позу ребенка, заменить игрушку).
  • Если у ребенка негативная реакция, то следует остановить игру.
  • Помогать в выборе правильного решения.
  • Каждый навык отрабатывать отдельно и многократно.

  Для установления взаимодействия надо проводить сенсорные игры (которые дают ребенку чувствительные, зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые ощущения). У ребенка возникает доверие и устанавливается эмоциональный контакт.

  К сенсорным играм можно отнести игры с красками (особенно пальчиками), с водой, с песком, мыльными пузырями, игры со свечами, со светом и тенями, со льдом, с крупами, с пластилином, с бумагой, со звучащими игрушками, с движением, тактильными ощущениями.

  Сложнее сюжетные игры, требующие многократного повторения, формирования штампов, познания самих предметов ( их формы, объема, величины, поверхностей).

  Для ребенка бывают сложны игры на подражание (пальчиковая гимнастика, выполнение какого-то задания), поэтому взрослый руками ребенка быстро, уверенно завершает действие, чтобы ребенок подумал, что это сам хорошо сделал.

   Занятия всегда старайтесь начинать с того, что нравится ребенку, чтоб он получил приятные ощущения.  Играя и называя выполняемые действия, озвучивать их кратко: «возьми, положи, дай, держи, кати, лови, брось, принеси». 

  Слуховое восприятие и внимание: развитие слухового внимания, подражания.Восприятие звуковых характеристик предметов и явлений (тихо-громко, близко-далеко, быстро-медленно).

   Тактильно-двигательное восприятие: воспринимать и узнавать на ощупь шар, куб.  Выбирать знакомые игрушки на ощупь по слову дай (матрешку, машинку, шарик и т.д.) без предъявления образца (выбор из двух предметов).

 Развитие вкусовой чувствительности: Знакомить с различными вкусами продуктов питания (сладкий, соленый, кислый, горький) и различать их. Определять пищу на вкус (называть).

  Ходите с ним в магазин, в зоопарк, в парки и скверы. Выберите несколько прочных и интересных игрушек, с которыми он мог бы делать все что угодно, и устройте ему несколько удобных мест для игр. Помогите ему научиться делиться своими игрушками с другими детьми. Чаще рассказывайте о том, что вы делаете. Слушайте его и отвечайте ему, когда он пытается говорить. Даже если его речь невнятна, и вы почти не понимаете ее, постарайтесь угадать, что хочет сказать малыш, и отвечайте ему так, как если бы Вы его поняли. Рассматривайте с ним книжки, в которых много картинок. Сочиняйте для него истории, используя фотографии его самого и других членов семьи. На игровых площадках для детей пусть покачается на качелях, залезет на горку, взберется на лестницу. Поощряйте его попытку поехать на велосипеде, толкать грузовик, тянуть за собой тележку.

  Консультироваться со специалистами, пытаться научить ребенка использовать свои способности, заинтересовать игрой и научить играть игрушками в ролевые игры, подбадривать в те моменты, когда Вы чувствуете, что ребенок испытывает страх. НЕ говорить в присутствии ребенка о раздражающих Вас всех его поступках.

  Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление. 

  Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь. Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку!

Информацию подготовила педагог-психолог Яценко Г.А.

1. Н.М. Борозинец, В.Евмененко «В семье воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие для родителей.

2. О.В. Солодянкиной  «Воспитание ребенка с ОВЗ».