Версия сайта для слабовидящих

Родителям "неговорящих" детей, которым поставили диагноз "алалия"

Что делать родителям «неговорящих» детей, которым поставили диагноз «алалия»?

Самая безответственная тактика –  ждать, что ситуация разрешится сама собой, утешая себя мыслями, что кто-то «заговорил и в 5, и в 6 лет, и — ничего, не хуже других…». Надо понимать, что причины моторной алалии и вызванные ею нарушения очень разнообразны, для коррекционной работы требуются значительные усилия по самым разным направлениям, поэтому медлить здесь недопустимо.

Главные помощники мам и пап детей, которым поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог.

Учитель-логопед и педагог-психолог проведут диагностическое обследование, наметят пути эффективной коррекции.

Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга. Именно при таком взаимодействии специалистов и родителей возрастает возможность успешной помощи ребенку алалику, добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.

Однако, самим родителям придется изменить всю систему семейного воспитания и создать насыщенную речевую среду. Все время, проведенное с ребенком или рядом с ним, теперь надо сопровождать речевыми комментариями. Речь взрослого становится постепенно опорой, своеобразным эталоном, поэтому придется контролировать и продумывать свои высказывания, придерживаясь следующих требований:

Говорить четко короткими простыми предложениями (2-4 слова).

Между фразами делать короткие, но четко обозначенные паузы.

Менять силу голоса, использовать различную интонацию.

Некоторые словосочетания повторять несколько раз.

К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы, но не требовать ответа.

Вот пример такого вербального сопровождения: «пойдем мыть руки. Сам откроешь кран? Молодец, сам открыл. Водичка бежит чистая, прозрачная, теплая. Возьми мыло. Намыливай руки. Что ты взял? Ты взял мыло. Мыло скользкое. На руках пена. Клади мыло. Три руки. Смывай мыло. Водичка чистая смоет мыло. Руки теперь тоже чистые? Да, чистые. Стряхни водичку. Закрой кран. Вытри руки своим полотенцем. Твое полотенце синее. Каким цветом твое полотенце? Синее. Молодец.» Важно ребенка знакомить со всеми предметами вокруг.  Сначала нужно назвать, рассмотреть его, ощупать, произвести с ним действия. После многократного повторения в течение нескольких дней можно попросить ребенка принести предмет, или подать его, показать, как его нужно использовать. Так накапливается предметный словарь малыша, идет подготовка к освоению фразы.

Кроме правильной речевой среды таким детям желательно создать определенные условия с дозированным просмотром телепередач, ограничить пользование компьютером, посещение массовых мероприятий. Нервная система такого ребенка не должна подвергаться значительным перегрузкам. Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя.

Родителям важно понимать, что темпы освоения родной речи у детей с моторной алалией очень медленные. Здесь очень важен оптимистичный настрой взрослых, их умение поддерживать своего ребенка, замечать и поощрять его малейшие успехи. Нужно настроиться, что в любом случае, при постоянно проводимой работе прогресс обязательно будет.

Материал подготовила учитель-логопед Илиджева Е.А.

 Т. Башинская «Как разговарить молчуна».

 Н.В. «Самоучитель по логопедии».