Версия сайта для слабовидящих

Рекомендации для родителей по воспитанию ребенка с расстройством аутистического спектра

Для формирования гармоничных отношений в семье, воспитывающей ребенка с РАС, обязательно соблюдение следующих рекомендаций.

Будьте последовательны.

Выработайте в семье правило: если есть запрет на какое-то действие (например, не залазить на холодильник), то он соблюдается всегда и всеми членами семьи. Так, ребенок быстрее привыкнет и начнет соблюдать правила.

Соблюдение единства требований дома и на занятиях.

Родители должны знать, что происходит на занятиях, какие требования предъявляются ребенку и соблюдать рекомендации специалистов. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех.

Сделайте жизнь ребенка предсказуемой и понятной для него.

 Это правило обеспечит Вашему ребенку комфорт от того, что он будет знать заранее,  какие события произойдут. Простое расписание дня отлично соответствует этому. Его можно составить с учетом занятий ребенка, прогулок, приема пищи, гигиенических процедур и т.д., обозначив события картинками. Надо стараться, чтобы внезапных изменений в постоянной рутине дня происходило как можно меньше. Если эти изменения должны произойти, то ребенка к ним готовят заранее.

Поощряйте ребенка за хорошее поведение.

Хвалите его сразу,  как только он демонстрирует хорошее поведение, выполняет Вашу инструкцию, применяет только что разученный новый навык. Эмоциональная и своевременная награда за труд в виде приятного сюрприза поможет быстрее сформировать у ребенка нужное поведение.

Создайте ребенку личную зону.

 Это пространство в комнате или в квартире, где ребенок может побыть один, поиграть, расслабиться. Эту зону, можно выделить каким либо визуально понятным ребенку образом (цветом пола, разметкой границы зоны цветным скотчем). При этом Вам надо предварительно убедиться, что там нет потенциально опасных предметов,  которыми ребенок в случае истерики сможет причинить вред себе или окружающим.

Ребенок остается ребенком.

Всегда помните, что Ваш ребенок будет не только учиться, но и играть как и все дети. Заранее продумайте,  как вызвать у него смех, улыбку и интерес к совместной игре. Есть огромное преимущество, если он поймет, что играть в компании намного веселее и интереснее.

Изучите сенсорные особенности ребенка.

Многие дети с аутизмом могут проявлять парадоксальную реакцию на звуки, свет, прикосновения. Выясните,  что из этого неприятно Вашему ребенку, а что наоборот его успокаивает. Зная это, Вы заранее сможете предотвращать ситуацию, когда в ответ на неприятный раздражитель ребенок неосознанно даст негативную реакцию.

Приступая к лечению, знайте, что нет единого метода лечения, который помогал бы всем.

 Лекарства облегчают симптомы аутизма, помогают в усвоении знаний. Грамотно подобранные программы принесут ребенку пользу и адаптируют его в обществе. Чаще это программы поведенческой терапии, развития речи, сенсорной интеграции, кинезиотерапии и др.

Материал подготовила Гроздова Л.Г., учитель-дефектолог

Литература:

  1. ПитерсТ. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Издательство: Владос, 2005.
  2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М.: Теревинф, 2004.