Версия сайта для слабовидящих

Безречевые дети: особенности психолого-педагогической характеристики

Дети, у которых отсутствует речь, имеют комплекс­ное органическое нарушение, что значительно затруд­няет коррекционную работу с ними. Тот уровень речи, который есть у этих детей, — вокализации, звукопод­ражания и звукокомплексы, эмоциональные воскли­цания, даже отдельные нечетко произносимые обиход­ные слова, — не может служить полноценному обще­нию, выступать «регулятором поведения». К безречевым следует отнести детей с различными задержками психоречевого развития, в том числе не­дифференцированными, имеющих ранний детский аутизм, интеллектуальную недостаточность, детский церебральный паралич, нарушение слуха, моторную и сенсорную алалию, анартрию (тяжелая степень дизар­трии). Их объединяют отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, разлаженность поведения, негибкость в контактах, повышенная эмоциональная истощаемость. Трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления. Требуется дополнительное динамическое изучение. Как показывает практика, в последнее время участились ситуации, когда ребенок имеет сочетанное расстройство: незначительное снижение слуха и задержку психоречевого развития, нарушение цент­ральных слуховых процессов и детский церебральный па­ралич; дизартрию и моторную алалию; вторичную аутизацию при ДЦП и др.

У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика: перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, синдро­мы гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный и церебрастенический син­дромы. Для них характерны: снижение психической актив­ности, внимания, памяти; не­достаточность целенаправлен­ной деятельности; симптомы поражения ЦНС, имеющие регредиентный характер; пе­риодические кризы, проявля­ющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокой­ном поведении, аффективно-респираторных приступах. Даже при легком и доброка­чественном течении невроло­гических симптомов общий потенциал их снижен.

Родителям порой бывает трудно решить, насколько та­кой ребенок нуждается в осо­бом внимании, что у него пре­обладает — неумение или не­желание использовать свои речевые возможности. Участие логопеда в данном случае не­обходимо для оценки негово­рящего ребенка и помощи ему. Чтобы не упустить раннего, сензитивного для развития компенсатор­ных возможностей возраста, необходимо как можно скорее проконсультироваться у лого­педа. Это поможет сформиро­вать у ребенка не только азы общения, но и развить пси­хические функции, личность в целом, провести профилак­тику вторичных отклонений.Часто логопед может услы­шать от родителей такие во­просы: «С чего начать работу по формированию речи, если с большим трудом удается орга­низовать деятельность ребенка, если его внимание крайне не­устойчивое?», «Как эффектив­но и доступно можно устано­вить эмоциональный контакт с неговорящим ребенком, снять напряжение, развить предпо­сылки к позитивному обще­нию, развить восприятие, вни­мание, память?».

Здесь важно показать, что при формировании собствен­но речи необходимо учитывать правильное эмоциональное развитие ребенка, воспитание у него желания и потребности общаться с педагогами, ро­дителями, сверстниками.Многое зависит от ответа на следующие вопросы: как ре­бенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера; может ли он развернуть игру, включиться в подражание иг­ровым действиям и продол­жить их?У инструкторов ЛФК и мас­сажистов родители могут уз­нать о моторном развитии ре­бенка, характере его реакций на определенные раздражите­ли, специфике манипулятивной деятельности рук и спе­цифической походке. Особен­ности физического развития и состояния здоровья устанавли­ваются во время бесед с вра­чом-педиатром; наличие пато­логических отклонений, состо­яние психического здоровья ребенка, характеристика ум­ственного развития — во вре­мя бесед с врачом-психиатром; особенности двигательного статуса — в беседах с врачом-ортопедом. Сведения о состо­янии уха, горла, носа, зрения и органов артикуляции, дан­ные аудиограммы помогут сформулировать исходные предпосылки для определения направления исследования психических функций.

Родители и воспитатели недолжны доделывать или дублировать работу логопеда. Их ос­новные задачи — создание над­лежащего эмоционального фона, формирование навыков общения, закрепление полу­ченных умений в течение все­го дня. Безречевой ребенок вов­лекается в общение не только на специально организованных занятиях логопеда, но и в ре­жимных моментах, на прогул­ке, в игре. Полученные уме­ния не должны оставаться «пассивным багажом», они не­обходимы для успешного даль­нейшего обучения.

Судьбу ребенка с отсутстви­ем речи решает не дефект сам по себе, а его социальные по­следствия. Непосредственное участие в ней родителей, пра­вильное отношение к его ин­теллектуальному и речевому дефекту облегчат его социализацию.

Статью подготовила учитель-логопед

 МБОУ ЦДК «Детство» Кошелева Е.В.

Список литературы:

  1. Кириллова Е.В. Безречевые дети: особенности психолого-педагогической характеристики. Научно-методический журнал «Логопед», №3/2012. – С. 6-10.
  2. Рогожина О.А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении, №2/2005. – С. 46-53.
  3. Шереметьева Е.В. Логопедическое изучение речевого развития детей группы риска 3-го года жизни. Научно-методический журнал «Логопед», №4/2004. – С. 56-61.