Версия сайта для слабовидящих

Что такое сенсорная интеграция и ее дисфункция

Многие трудности в обучении, воспитании и поведении детей с нарушениями в развитии обусловлены искажением или невозможностью восприятия определенной сенсорной информации. Например, некоторым детям не удается понять, что именно им говорят, если их в этот же момент касаются рукой - они или понимают, что им говорят, но не ощущают касания, или чувствуют касание, но не могут понять смысл сказанного. Подобная ситуация показательна, когда имеет место дисфункция сенсорной интеграции.         

В норме у человека сенсорная интеграция – это бессознательный процесс, который передает в мозг информацию и организует отдельные полученные ощущения от органов чувств в единое целое. Так сенсорная интеграция позволяет нам осознанно действовать и реагировать на возникающие вокруг нас ситуации, и подготавливает почву для дальнейшего поведения, общения и обучения.

В ситуации нормального психического развития ребенок обладает способностью воспринимать предмет целостно благодаря четкому взаимодействию всех органов чувств: видеть этот предмет, ощупывать его, чувствовать его запах, анализировать физические характеристики предмета, слышать его название и понимать, что это именно он, и для чего он нужен. Вот такое считывание информации, поступающей одновременно по нескольким сенсорным системам, и совокупность этой информации называется сенсорной интеграцией.

Нормальная функция сенсорной интеграции означает, что для правильного функционирования мозга ему требуется определенный уровень ответа от всех органов чувств. Например, ребенок обожает трогать приятные на ощупь предметы, но опасаться громких звуков, яркого света. Так у него формируются определенные узкие требования для сохранения своего комфортного состояния.

Знание таких сенсорных особенностей своего ребенка, которые влияют на его психоэмоциональное состояние, важно для родителей по двум вопросам: как помогать ребенку сохранять комфортное психоэмоциональное состояние и как решить его проблему регулярными занятиями.

В детско-родительских отношениях это может выглядеть так: родители не понимают, почему ребенку в какой-то конкретный момент времени некомфортно, неприятно, они не догадываются о причинах изменившегося поведения. Знают только, что ребенка обычно приводит в чувство, например, принятие душа, мягкий массаж, конкретные запахи, музыка -  это и есть способы сенсорной регуляции.

Развитие сенсорной интеграции сегодня существует в виде специальных коррекционных занятий, которые эффективны для детей с алалией (неговорящих), детей с ЗПР и особенно с РАС.

 

Материал подготовил Бошук С.В.,

педагог-психолог

Составлено на основе:

Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. – М: Теревинф, 2009. – 272 с.