Версия сайта для слабовидящих

Создание специальных условий при организации образовательного процесса слабовидящих школьников в общеобразовательной школе

Закон об образовании Российской Федерации предполагает равные возможности получения качественного образования для всех учащихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в общеобразовательных школах обучается большое количество детей с нарушениями зрения. Не все дети, которые носят очки, являются слабовидящими. К слабовидящим относятся обучающиеся с остротой зрения на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией не более 0,4.Данные дети отличаются различным уровнем как психофизического развития при поступлении в школу, так и уровнем развития компенсаторных  процессов, необходимых для обучения.Но есть и общие особенности развития. Для  слабовидящих обучающихся характерно снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией и др. Успешность образовательной деятельности во многом зависит от специальных образовательных условий получения знаний, умений и навыков слабовидящим ребенком в общеобразовательной школе.

Во время проведения урока педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих школьников.Непрерывная зрительная нагрузка слабовидящих учащихся младших классов не должна превышать 10 минут. В средних и старших классах оптимальная непрерывная зрительная работа для слабовидящих учащихся составляет 15 минут. После работы, связанной с интенсивной деятельностью зрительного анализатора, надо перейти к работе, во время которой основная нагрузка падает на слуховой анализатор.Режим зрительных нагрузок предполагает  использование педагогом разнообразных упражнений, направленных на профилактику и снятие зрительного утомления.

Профилактика зрительного утомления, поддержание работоспособности обеспечивается и соблюдением требований к  дидактической наглядности. Размер шрифта в текстовых материалах для слабовидящих школьников должен быть крупным, тетради нужно подбирать с хорошо различимым клеточным и линейным полем. На уроках чтения всем детям целесообразно иметь подставки для книг.В практике обучения слабовидящих школьников следует придерживаться определенных требований к подбору наглядного демонстрационного материала.  Размер объектов восприятия должен обеспечивать четкость и точность различения без напряжения с расстояния 30-35 см. При работе с наглядностью, размещенной на доске, слабовидящим детям разрешается подходить к доске, чтобы лучше рассмотреть  учебный материал.

Не менее важно правильно рассадить детей в классе.  Слабовидящих учащихся нужно сажать за первые парты, находящиеся у окна, но не у простенков между окнами. Леворуких детей с нарушением зрения не следует сажать близко к окну, так как возрастает резкость тени от пишущей руки.

Группа детей с нарушениями зрения очень разнородна. Помимо общих требований к организации обучения, у слабовидящих детей могут быть и индивидуальные особенности. Поэтому учителю необходимо подробно ознакомиться с диагнозом ребенка, попросить у  родителей практические рекомендации врача-офтальмолога по охране и развитию зрительных функций ребенка: нужны ли ему индивидуальные  оптические средства коррекции, специальные тифлотехнические приспособления (лупы, увеличительные линейки и т.д.)

Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.

 

Материал подготовил:

учитель-дефектолог Образцова Е.В.

Литература:

1.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения.

2.Никулина Г.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся  младшего школьного возраста.

3.Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.