Версия сайта для слабовидящих

Использование скороговорок для развития речи детей

В дошкольном возрасте происходит очень важный, уникальный процесс – овладение русским языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот,  сравнительно короткий,  период жизни поразительны. Ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих. Сокровищница богатейшего русского языка открывает перед ним  и в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки, потешки, скороговорки - он не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык и сознание в доступном для него содержании. Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются в своем влиянии на ребенка. Наблюдается одна закономерность: сильнее их влияние там, где произведения словесного творчества органично вплетены в живой разговорный язык.  В русском фольклоре удивительным образом сочетаются слово, музыкальный ритм и напевность. С давних пор русская и дошкольная педагогика признает его огромное воспитательное и развивающее значение. В работе с детьми необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя ребенка с ними, мы  приобщаем его к  общечеловеческим нравственным и культурным ценностям.

 Заучивание и произнесение скороговорок,  как одной из форм потешного фольклора,  является еда ли не самым интересным занятием для ребенка. Желание детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению, но,  в тоже время такие, которыми непросто овладеть, особенно часто наблюдается в возрасте от 2 до 6 лет. Эта потребность  может быть удовлетворена использованием скороговорок. Детям с языком неповоротливым они необходимы и полезны как прекрасная гимнастика речи, но к ним нужно и относится как к гимнастике, не злоупотреблять ими.  Таким образом,  использование скороговорок полезно как для совершенствования речи детей с нормальным речевым развитием, так и для коррекционной работы с детьми, имеющими речевую патологию. Произнесение и запоминание скороговорок вызывает значительные трудности у детей - логопатов. Это,  в первую очередь,  связано с несовершенством функционирования их речевого аппарата, бедностью словарного запаса, непониманием смысла слов в произносимыхфразах (особенно в ускоренном темпе), нарушением фонематических процессов        (главным образом анализа и синтеза).

Благодаря использованию скороговорок в логопедической работе с детьми,  успешнее решаются важные коррекционно-образовательные и воспитательные задачи, а именно:

  • Формирование общеречевых умений и навыков путемсовершенствования артикуляционной моторики и артикулярного праксиса.
  • Совершенствования фонетической стороны речи путем коррекции звукопроизношения на этапах автоматизации и дифференциации звуков, исправления дефектов звуконаполняемости и слоговой структуры слов, формирования просодической стороны речи.
  • Обогащение и актуализация слов.
  • Развитие фонетических процессов.
  • Профилактика нарушения чтения и письма в дошкольном возрасте.
  • Приобщение ребенка к истокам русской культуры.

     Следует отметить, что использование скороговорок в логопедический работе с детьми наиболее эффективно в тех случаях, когда артикуляторные расстройства имеют первичную моторную природу. Это,  в основном,  варианты моторной дислалии (механической и функциональной), «стертая» форма дизартрии, а также возрастные нарушения звукопроизношения. Проговаривание скороговорок полезно детям,  имеющим другие формы речевой патологии, такие,  как сенсомоторная  дислалия, выход из моторной алалии (ОНР-3). Прием проговаривания скороговорок применяется и на заключительных этапах работы с заикающимися детьми, но при этом соблюдается ряд обязательных условий:

  • Произнесение скороговорок должно быть на длительном выдохе.
  • Исключается быстрое проговаривание речевого материала (ребенку дается инструкция: говори плавно и медленно).

     Зная, какие скороговорки вызывают у ребенка трудности, можно судить о том, какие церебральные системы страдают в большей степени: премоторные (больше нарушено переключение) или кинестические (дефектное произношение сложных звуков). В связи с тем, что скороговорки являются наиболее сложными для проговаривания в фонетико-фонематическом плане речевым материалом, перед их использованием целесообразно провести подготовительную работу. Перечисленные ниже направления работы будут полезны как детям с нормальным речевым развитием, так и детям с речевым нарушением, причем последним особенно.

 

Материал подготовил:

учитель-логопед

 МКУ ЦППМСП «Детство» г. Краснодара

Пивнева К.Ю.