Версия сайта для слабовидящих

Рекомендации специалистам

Методические рекомендации  по организации деятельности педагога-психолога в условиях дистанционного образования

(на основе рекомендаций ГБОУ  ИРО Краснодарского  края)

    В связи с переходом на дистанционное образование педагоги-психологи должны реализовать мероприятия в соответствии с планом работы используя информационно-коммуникативные технологии. Все разделы плана, в том числе по формированию жизнестойкости, психологическому сопровождению итоговой аттестации, индивидуальному сопровождению обучающихся особых категорий должны быть реализованы в полном объёме. Мероприятия, которые не могут быть реализованы в запланированной форме, должны быть изменены на другие, при этом цель их проведения и результат должны остаться прежними. Все направления деятельности, обозначенные в плане работы необходимо продолжать проводить в дистанционном режиме, на той платформе, которая создана в образовательной организации. При реализации мероприятий в дистанционном режиме необходимым условиям их выполнения является наличие обратной связи от участников образовательного процесса.

Отметка о выполнении мероприятий может быть представлена шифрами Д (реализовано с помощью дистанционных технологий) или Э (реализовано с помощью электронных технологий).

Дистанционные технологии в работе педагога-психолога подразумевают непосредственное взаимодействие с участниками образовательного процесса с помощью различных видов связи (скайп, общение в соцсетях, видеоконференция, вебинар, телефон).

Электронные технологиив  работе педагога-психолога подразумевают предоставление информации, пересылка заданий, получение ответов в различных формах (заполненные бланки тестов, фото, рисунков и т.д.).

 В рамках дистанционной работы психологической службы актуальны те же направления деятельности: диагностика, консультирование, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности педагога-психолога в дистанционном режиме происходит через:

  • создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам;
  • информирование о развивающих, диагностических материалах для детей, с которыми можно работать в режиме on-line; 
  • проведение дистанционных психологических акций и конкурсов;
  • организацию дистанционного консультирования целевых групп (в частности, возможно создание Интернета доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение);
  • организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить рекомендации;
  • ведение чата педагога-психолога с детьми, родителями;
  • организацию дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации и др.;
  • проведение видеоконференций с обучающимися, родителями (законными представителями);
  • проведение опросов целевых групп он-лайн;
  • организацию психологического практикума (самостоятельной работы) для целевых групп.

В условиях дистанционной работы педагогу-психологу необходимо максимально использовать рассылки и дублировать информацию, которая позволяет:

  • ознакомить родителей результатами диагностики их ребенка, дать рекомендации родителям относительно того, как должна выстраиваться работа родителя с ребенком по коррекции (развитию) определенных свойств, процессов, качеств личности;
  • распространить информацию, единую для всех родителей, педагогов, обучающихся определенной параллели, касающуюся возрастных психологических особенностей, рекомендаций по предотвращению трудностей, организации правильного семейного воспитания, учебного процесса в связи с особенностями детей и т.д.;
  • оперативно оповестить родителей, педагогов, детей, коллег о предстоящих мероприятиях психологической службы.

Особенности деятельности педагога-психолога в условиях дистанционного образования

Психологическое просвещение родителей (законных представителей)

Психологическое просвещение обучающихся

Профилактическая работа с обучающимися

Психологическая диагностика обучающихся

Психологическое консультирование обучающихся и их родителей

Психологическое развитие и коррекция обучающихся

Психологическое просвещение педагогического коллектива и администрации

Совершенствование педагогом-психологом профессиональной компетентности и повышение профессионального уровня 


Особенности деятельности социального педагога в условиях дистанционного образования

(на основе рекомендаций ГБОУ ИРО Краснодарского края)

Все направления деятельности, обозначенные в плане работы социального педагога необходимо продолжать проводить в дистанционном режиме.

Формирование духовно-нравственных основ личности и законопослушного поведения, профилактику правонарушений и профилактические мероприятия с детьми, требующими особого педагогического внимания – возможно проводить на платформе дистанционного обучения.

Мероприятия, реализация которых не возможна в запланированной форме, необходимо изменить на другие, но их цель и ожидаемый результат должны остаться прежними.

Дистанционные ресурсы могут использоваться для своевременного информирования родителей о возникновении той или иной проблемы в процессе социализации несовершеннолетнего, консультации всех участников образовательного процесса по актуальным социально-педагогическим вопросам.

Социальным педагогом может быть создан личный кабинет, через который будет осуществляться взаимодействие с родителями и обучающимися (например: социальный педагог отправляет фото анкеты родителям (законным представителям), ребенок заполняет анкету, заполненный бланк отправляется  социальному педагогу для проверки и анализа, на заключительном этапе социальный педагог дает рекомендации участникам образовательного процесса в дистанционном режиме).

Важным условием успеха деятельности является взаимодействие с родителями (законными представителями), классными руководителями и педагогами.

Профилактика безнадзорности и правонарушений, формирование законопослушного поведения детей и подростков;

Профилактика употребления обучающимися психоактивных веществ, различного рода зависимостей, формирование ЗОЖ;

Формирование у обучающихся социальной компетентности, опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив;

Особенности организации профилактических мероприятий с несовершеннолетним (семьей), состоящих на различных видах учета.


Особенности деятельности  учителя – логопеда в  условиях  дистанционного  образования 

(Методические рекомендации для учителей-логопедов  ОО  по организации дистанционного обучения детей)

В условиях дистанционного образования современные компьютерные технологии позволяют перевести почти все этапы коррекционного процесса в удаленный формат. При организации занятий с ребенком необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • выяснить у родителей методом опроса (по телефону) наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернета, компьютера, планшета с подключением он-лайн);
  • составить расписание коррекционных занятий с учетом времени пользования обучающимся компьютера и его индивидуальных возможностей, довести до сведения родителей;
  • для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий требуется наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет;
  • на компьютере должен быть установлен комплект программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, необходимо наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры;
  • может быть предусмотрено проведение логопедических занятий, консультаций для родителей на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов и в различных формах дистанционного обучения (чат-занятие, веб-занятие, телеконференция), а также с помощью разнообразных способов передачи информации (электронная почта, сайт, электронный ресурс).

Длительность и количество занятий с ребенком должны соответствовать требованиям Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в ред. изменений) и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (в редакции с изменениями и дополнениями);

Допустимо использование:

  • различных форматов занятия – видеотрансляции, видеоконференции, выполнения ребенком задания специалиста с представлением результата для проверки педагога в виде фото или видеозаписи по согласию родителей, дистанционной беседы педагога с ребенком с использованием различного телекоммуникационного оборудования и другие формы;
  • сочетание групповых и индивидуальных занятий.

С помощью группового занятия можно организовать передачу информации одновременно нескольким участникам (объяснение нового материала, должно быть ограничено во времени). Приоритетной задачей группового занятия (урока) с детьми с речевыми нарушениями может быть объяснение нового задания (материала) или организация групповой коммуникации.

Индивидуальное занятие дает педагогу больше возможностей для собственно коррекционной работы, отработки тех целей, которые требуют непосредственного контроля педагога, чтобы ребенок видел и слышал педагога. Все виды активности, которые такого контакта не требуют (дидактические игры, упражнения, которые может контролировать родитель или компьютерная система, игры с реальными предметами для отдыха) – не требуют обязательного использования видеосвязи и экрана. Это позволяет увеличить продолжительность занятия и соблюсти требования СанПиН, ограничивающие использование видеомониторов. Основными способами являются аудиосвязь, работа под контролем родителей с контролем видеозаписи действий ребенка или фотофиксации.

Структура занятия в дистанционном режиме может как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Также необходимо: 

  • рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка;
  • тщательный отбор учебного материала с учетом особенностей речевого развития детей;
  • организация чата с родителями обучающихся  для оперативной связи: вопрос-ответ.

Платформы для проведения онлайн уроков

Руководитель  МО   учителей-логопедов   общеобразовательных организаций  г. Краснодара Переборова  Л.А.