Методические рекомендации по организации деятельности педагога-психолога в условиях дистанционного образования
(на основе рекомендаций ГБОУ ИРО Краснодарского края)
В связи с переходом на дистанционное образование педагоги-психологи должны реализовать мероприятия в соответствии с планом работы используя информационно-коммуникативные технологии. Все разделы плана, в том числе по формированию жизнестойкости, психологическому сопровождению итоговой аттестации, индивидуальному сопровождению обучающихся особых категорий должны быть реализованы в полном объёме. Мероприятия, которые не могут быть реализованы в запланированной форме, должны быть изменены на другие, при этом цель их проведения и результат должны остаться прежними. Все направления деятельности, обозначенные в плане работы необходимо продолжать проводить в дистанционном режиме, на той платформе, которая создана в образовательной организации. При реализации мероприятий в дистанционном режиме необходимым условиям их выполнения является наличие обратной связи от участников образовательного процесса.
Отметка о выполнении мероприятий может быть представлена шифрами Д (реализовано с помощью дистанционных технологий) или Э (реализовано с помощью электронных технологий).
Дистанционные технологии в работе педагога-психолога подразумевают непосредственное взаимодействие с участниками образовательного процесса с помощью различных видов связи (скайп, общение в соцсетях, видеоконференция, вебинар, телефон).
Электронные технологии в работе педагога-психолога подразумевают предоставление информации, пересылка заданий, получение ответов в различных формах (заполненные бланки тестов, фото, рисунков и т.д.).
В рамках дистанционной работы психологической службы актуальны те же направления деятельности: диагностика, консультирование, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых. Реализация основных направлений деятельности педагога-психолога в дистанционном режиме происходит через:
- создание тематической психологической электронной библиотеки для школьников, педагогов, родителей по актуальным проблемам;
- информирование о развивающих, диагностических материалах для детей, с которыми можно работать в режиме on-line;
- проведение дистанционных психологических акций и конкурсов;
- организацию дистанционного консультирования целевых групп (в частности, возможно создание Интернета доверия, специального раздела, при обращении к которому возможно закрытое дистанционное общение);
- организацию форумов для обозначенных групп, где бы они могли высказать свои мнения, запросы, дать обратную связь, получить рекомендации;
- ведение чата педагога-психолога с детьми, родителями;
- организацию дистанционного консилиума психолога, педагога, администрации и др.;
- проведение видеоконференций с обучающимися, родителями (законными представителями);
- проведение опросов целевых групп он-лайн;
- организацию психологического практикума (самостоятельной работы) для целевых групп.
В условиях дистанционной работы педагогу-психологу необходимо максимально использовать рассылки и дублировать информацию, которая позволяет:
- ознакомить родителей результатами диагностики их ребенка, дать рекомендации родителям относительно того, как должна выстраиваться работа родителя с ребенком по коррекции (развитию) определенных свойств, процессов, качеств личности;
- распространить информацию, единую для всех родителей, педагогов, обучающихся определенной параллели, касающуюся возрастных психологических особенностей, рекомендаций по предотвращению трудностей, организации правильного семейного воспитания, учебного процесса в связи с особенностями детей и т.д.;
- оперативно оповестить родителей, педагогов, детей, коллег о предстоящих мероприятиях психологической службы.
Особенности деятельности педагога-психолога в условиях дистанционного образования
Психологическое просвещение родителей (законных представителей)
Психологическое просвещение обучающихся
Профилактическая работа с обучающимися
Психологическая диагностика обучающихся
Психологическое консультирование обучающихся и их родителей
Психологическое развитие и коррекция обучающихся
Психологическое просвещение педагогического коллектива и администрации
Платформы для проведения онлайн уроков